Станиславский познакомился с учением йогов в 1911 году. Этот момент достаточно подробно зафиксирован в летописи его жизни. В своих воспоминаниях о совместном отдыхе с семьёй Станиславского летом 1911 года актриса Н.А. Смирнова пишет, что на ежедневных беседах «у самого синего моря», в которых Станиславский проверял на слушателях свои мысли о системе, часто присутствовал и Н.В. Демидов, гувернер сына Станиславского.
Студент-медик Московского университета, изучавший тибетскую медицину в петербургской русско-бурятской школе врача царской семьи П.А. Бадмаева, слушая Константина Сергеевича, однажды сказал ему: “Зачем придумывать вам самому упражнения и искать названия тому, что уже давным-давно названо? Я вам дам книги. Прочитайте «Хатха-Йогу» и «Раджа-йогу». Это вас заинтересует, потому что множество ваших мыслей совпадает с тем, что там написано”.
Возвратившись в Москву, Станиславский действительно приобрел книгу Рамачараки «Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека» в переводе под редакцией В. Синга (СПб, 1909) и тщательно её изучил, о чём свидетельствует экземпляр, хранящийся в музее МХТ.
Территорией для внедрения древнеиндийской практики в воспитание актера стала Первая студия, где, как пишет Е.И. Полякова, «импровизации перемежаются чтением «Хатха-йоги». Там эта книга ходит по рукам, становится обязательным чтением.
В своих высказываниях актриса Первой студии Вера Соловьева (1892-1986), находясь в Америке, вспоминала: «Мы много работали над концентрацией внимания. Это называлось “войти в круг”. Мы воображали круг вокруг нас, и посылали лучи “праны” в пространство и для общения друг с другом. Станиславский говорил: пошлите прану сюда – я хочу передать ее кончиками пальцев. Пошлите Богу, небесам или, впоследствии, – партнёру. Я верю в мою внутреннюю энергию и я испускаю её – я распространяю её».
Войдя в педагогику Станиславского в Первой студии, йога успешно применялась Станиславским и в практике воспитания студийцев Второй студии (создана в 1916 году), и Оперной (создана в 1918 году), а также актёров самого МХТ.
Станиславский пишет: «Мы будем заниматься искусством переживания. Элементы этого творческого состояния:
а) свобода тела (мышц);
б) сосредоточенность;
в) действенность. Начинаю с освобождения мышц».
Понимание постоянного присутствия йоговской составляющей в практике создателя системы даёт нам возможность по-новому перечитать основные книги Станиславского, заставляет найти йоговский «фон» в его литературном наследии.
Но, прежде всего, подробнее о самих книгах йога Рамачарака. В личной библиотеке и архиве Станиславского хранятся две его книги – «Хатха-Йога. Йогийская философия физического благосостояния человека» и «Раджа-Йога. Учение йогов о психическом мире человека».
#НатальяСат #йоганидра #крияйога #хатхайога #медитация #релаксйога#йогадляначинающих #йогаснуля #практикайоги #занятияйогой #релакс#расслабление #йогасорока
Студент-медик Московского университета, изучавший тибетскую медицину в петербургской русско-бурятской школе врача царской семьи П.А. Бадмаева, слушая Константина Сергеевича, однажды сказал ему: “Зачем придумывать вам самому упражнения и искать названия тому, что уже давным-давно названо? Я вам дам книги. Прочитайте «Хатха-Йогу» и «Раджа-йогу». Это вас заинтересует, потому что множество ваших мыслей совпадает с тем, что там написано”.
Возвратившись в Москву, Станиславский действительно приобрел книгу Рамачараки «Хатха-йога. Йогийская философия физического благосостояния человека» в переводе под редакцией В. Синга (СПб, 1909) и тщательно её изучил, о чём свидетельствует экземпляр, хранящийся в музее МХТ.
Территорией для внедрения древнеиндийской практики в воспитание актера стала Первая студия, где, как пишет Е.И. Полякова, «импровизации перемежаются чтением «Хатха-йоги». Там эта книга ходит по рукам, становится обязательным чтением.
В своих высказываниях актриса Первой студии Вера Соловьева (1892-1986), находясь в Америке, вспоминала: «Мы много работали над концентрацией внимания. Это называлось “войти в круг”. Мы воображали круг вокруг нас, и посылали лучи “праны” в пространство и для общения друг с другом. Станиславский говорил: пошлите прану сюда – я хочу передать ее кончиками пальцев. Пошлите Богу, небесам или, впоследствии, – партнёру. Я верю в мою внутреннюю энергию и я испускаю её – я распространяю её».
Войдя в педагогику Станиславского в Первой студии, йога успешно применялась Станиславским и в практике воспитания студийцев Второй студии (создана в 1916 году), и Оперной (создана в 1918 году), а также актёров самого МХТ.
Станиславский пишет: «Мы будем заниматься искусством переживания. Элементы этого творческого состояния:
а) свобода тела (мышц);
б) сосредоточенность;
в) действенность. Начинаю с освобождения мышц».
Понимание постоянного присутствия йоговской составляющей в практике создателя системы даёт нам возможность по-новому перечитать основные книги Станиславского, заставляет найти йоговский «фон» в его литературном наследии.
Но, прежде всего, подробнее о самих книгах йога Рамачарака. В личной библиотеке и архиве Станиславского хранятся две его книги – «Хатха-Йога. Йогийская философия физического благосостояния человека» и «Раджа-Йога. Учение йогов о психическом мире человека».
#НатальяСат #йоганидра #крияйога #хатхайога #медитация #релаксйога#йогадляначинающих #йогаснуля #практикайоги #занятияйогой #релакс#расслабление #йогасорока
Комментариев нет:
Отправить комментарий