вторник, 14 августа 2018 г.

Далее, ключевое слово в пранаяме - «гармония». Другим важным элементом при наборе праны является цикличность: тот механизм, который снабжает нас праной, подвержен цикличности. Другими словами, мы получаем прану порциями, которые поступают к нам подобно игре волн на берегу океана. Количество поступающей праны соответствует степени самоосознанности, но существует эффект резонанса: когда малые, но систематические действия могут привести к непропорционально большому эффекту

. Вы помните хрестоматийный пример про солдат, идущих по мосту: перед тем, как вступить на мост, они получают команду идти не строем, не в ногу, иначе мост может войти в резонанс и рухнуть несмотря на то, что в статике может выдержать нагрузку гораздо большую. Эффект резонанса очень интересный.

Говорят, что Шаляпин мог своим голосом стаканы граненые дробить: он брал такую ноту, что стакан начинал дребезжать, дребезжать, а потом раскалывался. В настоящее время, насколько я знаю, существуют компьютерные программы, с помощью которых можно, как Шаляпин голосом, дробить стаканы, надо только определенным образом расположить динамик, микрофон и стакан.

Казалось бы, сила звука маленькая, но когда он поступает в определенном ритме, в нужной гармонии - эффект непропорционально большой. По сути дела, Пранаяма йога пользуется этим эффектом: вы должны выработать некий алгоритм, основанный на гармонии, и научиться попадать в резонанс, тогда вы резко приблизитесь к источнику праны.

К вам прибыла прана, и, если она начинает резонировать, то отверстие, из которого она к нам поступает, резко увеличивается. Это я образно говорю, речь, безусловно, идет не об отверстии, а о неком преодолении майи, иллюзии: мы начинаем интуитивно догадываться, откуда к нам приходит прана, интуитивно наталкиваемся на наше Высшее Я.

А если этого не происходит, то хоть вы пять раз дышите через левую или правую ноздрю, хоть по десять раз делайте задержки – это не Пранаяма йога, а дыхательные упражнения, возможно даже и полезные. Еще раз, ключевой момент - гармония и резонанс.

Приведу еще один мой любимый пример: представьте, вы раскачиваете качели, и если вы раскачиваете их в такт, то можете раскачивать все больше и больше, а если вы не попадаете в такт, то качели могут и руки вам сломать. Подобно этому и дыхательные упражнения: если мы делаем их гармонично и попадаем в некий такт, в некий резонанс – то можем очень серьезно продвинуться, но не дай Бог нарушить гармонию - нас может очень сильно покалечить.

Хочу еще раз повторить афоризм, который часто употребляется в древних текстах: подобно тому, как приручаются дикие звери, надо приручать и прану. Если неопытный йог позанимался, накачал себя, а потом совершил что-то негармоничное, то этот перекос передернет все его тело и будет выражаться как остро ощущаемый дискомфорт и недомогания.

Понимаете, в чем тут опасность: мало того, что сама по себе практика уже очищает тело, и это вызывает недомогание, но на него может наслоиться еще дискомфорт от того, что мы что-то неправильно сделали. И как потом разобраться: то ли надо терпеть, то ли сбавлять обороты практики.

Поэтому в Пранаяма йоге лишь осторожный и терпеливый человек получает результат, тот, который умеет вовремя остановиться. В этом суть: осознать и почувствовать внутри себя гармонию праны, почувствовать состояние спокойствия и приподнятости, которое при этом возникает, и в дальнейшем усиливать это состояние.

Комментариев нет:

Отправить комментарий